Традиции VS Реальность
Оцифровка архивов ЗАГС, как держателей одного из наиболее востребованных ресурсов социальной направленности.
С точки зрения извлечения сведений из документов для отработки социально-правовых запросов, архивы загс оказались в наиболее выигрышном положении по сравнению с архивами других органов исполнительной власти.
Уверенность обывателя в том, что, если гражданин утратил какой-то документ, то достаточно обратиться в архив и документ будет восстановлен, кажется, вот-вот рухнет… Такое представление оставалось незыблемым, железобетонным и стереотипным на протяжении десятилетий. И это несмотря на то, что россияне только в половине случаев с первого раза получали удовлетворительный результат на свой запрос при обращении в различные архивы — государственные, ведомственные, органов загс или муниципальные.
На практике это выглядит следующим образом. Гражданин хочет восстановить документы о праве на участок земли, выданный ему по решению райисполкома в 19ХХ г. Он знает, приблизительно, когда участок был выдан и делает запрос в архив. Архивисту необходимо найти сведения о том, что такой-то участок действительно закреплен за такой-то фамилией. Используя традиционный научно-справочный аппарат (НСА), сотрудник архива может «углубиться» в архивный фонд только «до Дела». Имея реквизиты документа, он может найти документ по описи. Но чтобы найти сведения, расположенные на 7-м листе приложения № 2, ни НСА, ни реквизиты ОРД не помогут. В результате архивист вынужден взять дело и, перелистывая документы, искать искомую фамилию вручную.
Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», доля граждан, получающих услуги в электронной форме, к 2018 г. должна составлять не менее семидесяти процентов. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 г. — не менее девяноста процентов.
Предоставление госуслуг в электронном виде — вот панацея, которая должна была с помощью прогрессивных технологий помочь госслужащему отвечать на запросы и обращения граждан быстро и точно. Но этого не случилось даже несмотря на то, что в российских госорганах и учреждениях в цифровой вид переводится НСА и формируются электронные фонды. Потому что эти ресурсы также ограничены уровнем НСА или реквизитами ОРД, и в них отсутствуют в электронном виде сведения о конкретных событиях и конкретных гражданах. А значит, мы снова возвращаемся к поиску информации в ручном режиме.
В Главном архивном управлении города Москвы было оцифровано 5 миллионов документов по решениям Моссовета и райисполкомов, и сформирована поисковая база по 20 млн персоналий и 17 млн адресов. Этот инструмент был применен, поскольку при обработке запросов населения для поиска информации и предоставления копий правоустанавливающих документов специалистам учреждения было недостаточно стандартных средств научно-справочного аппарата.
С точки зрения извлечения сведений из документов для отработки социально-правовых запросов, архивы загс оказались в наиболее выигрышном положении по сравнению с архивами других органов исполнительной власти. В том смысле, что в загсе актовая запись создавалась для того, чтобы описать конкретный факт — статус гражданина, и поисковый механизм подстроен под эту задачу. А распоряжение исполкома может содержать (и, как правило, содержит) побочную информацию. Если книга актовой записи хотя бы претендует на структурированное представление информации, то документы исполкомов — это информация в неструктурированном виде, и ее содержание может быть избыточно.
Электронные ресурсы, содержащие информацию о субъектах и объектах социально-правовых запросов, позволяют госорганам и учреждениям осуществлять поиск сведений, которые запрашивают граждане, с абсолютно точным результатом; существенно сокращать сроки отработки запросов и гарантировать их корректную отработку; проводить выверку существующих электронных баз.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a4268