Как отсканировать атомную бомбу?
Оцифровка коллекций Политехнического музея потребовала уникальных решений и подходов.
Политехнический музей готовится к масштабной реконструкции. До закрытия в 2012 г. здания на Новой площади, предстоит перевезти более двухсот тысяч единиц хранения музейного фонда, предварительно оцифровав экспонаты. О том, как в музее переживают перемены, о текущей деятельности и долгосрочных планах, рассказывает заместитель генерального директора Политехнического музея по научной работе — главный хранитель Наталия Васильевна Чечель.
С точки зрения документирования сохранности экспонатов фотофиксация является важнейшей технологией. Именно ее мы используем сейчас для оцифровки вещевых источников фонда и планируем завершить эту работу до переезда из здания музея в 2012 г. Что касается изобразительных источников, а их в Политехническом более семидесяти тысяч единиц хранения, то их оцифровка осуществляется с помощью комплекса высококачественного сканирования "ЭЛАР ПауэрСкан". Это оборудование было поставлено в музей в рамках госпрограммы "Культура России" и, надо отметить, существенно изменило ситуацию с оцифровкой фондов в лучшую сторону.
Мы успешно сканируем, например, медали и значки — триста значков можно оцифровать за один прокат. Процесс идет намного быстрее, чем при фотографировании, и одновременно обеспечивается более высокое качество образов.
— Какие технологии вы применяете или планируете использовать для оцифровки объемных предметов?
Наталия Чечель: В настоящее время существует множество современных высокотехнологичных средств фиксации объемных предметов, в том числе фотомашины автоматической 3D-съемки. И наверняка художественные, исторические и краеведческие музеи их с успехом используют для оцифровки не крупногабаритных предметов. Однако специфика научно-технического музея, особенно одного из крупнейших в мире — Политехнического, такова, что нам необходимо специальное оборудование для съемки объемных и очень тяжелых объектов. К примеру, локомобиль весит полторы тонны, а модель атомной бомбы РДС-1 едва ли поместится на стандартный поворотный столик для съемки.
Кроме того, в музее много действующих предметов — модели доменных и прокатных цехов, действующая модель первого советского блюмига образца 1931 г. и так далее. Нам бы хотелось, чтобы посетитель видел эти экспонаты "живыми". Но они не могут демонстрироваться в действии постоянно, а только с помощью фотографии передать "прелесть" технического объекта невозможно. Прежде в музее проводилась видеофиксация таких предметов, однако технические возможности развиваются настолько стремительно, что проведенная пять лет назад видеосъемка сегодня кажется чудовищно несовершенной. Одним словом, мы сегодня очень нуждаемся в оборудовании отечественного производства, которое бы отвечало всем нуждам и чаяниям научно-технического музея такого масштаба как Политехнический.
— Российские музеи по-разному используют продукты, созданные с помощью технологий (мульти-медиа, цифровые слайды, репринтные издания и т.п.) — продают, привлекают для организации презентационной, экспозиционной деятельности, образовательных проектов. Как результаты оцифровки использует Политехнический музей?
Наталия Чечель: Естественно, все работы по оцифровке — и сканирование, и фотофиксацию мы проводим с тем расчетом, что будем использовать полученные образы не только во внутренней музейной деятельности, но и в работе с посетителями. Речь идет об издании каталогов, презентационных материалов и так далее. Новый сайт музея будет содержать раздел "Фонды", где предполагается выкладывать высококачественные изображения экспонатов. Помимо важности для посетителей Политехнического, эта работа имеет огромное значение с точки зрения профессиональной атрибуции предметов.
Не секрет, что в краеведческих музеях хранится и экспонируется много технических объектов, однако специалистов по их атрибуции нет. В результате в описании таких предметов отражаются мемориальные аспекты, а определение их атрибуционных и технических характеристик упускается. Как правило, в работе по атрибуции музееведам помогают различные каталоги, определители, справочники по отдельным категориям предметов (по оружию, ювелирным украшениям, посуде и т.д.). Появление коллекции изображений экспонатов Политехнического также будет этому способствовать.
— Участвует ли Политехнический музей в формировании электронного каталога Государственного музейного Фонда РФ?
Наталия Чечель: Да, и концепция электронного каталога предполагает наличие в нем не только описаний, но и изображений. Кроме того, в Политехническом в настоящее время идет тестирование четвертой версии автоматизированной системы музейного учета — АС "Музей-4", разработанной Главным информационно-вычислительным центром Минкультуры. Поскольку ГИВЦ разрабатывает ПО для госкаталога, у нас также проходит тестирование модуля соединения АС "Музей" с электронным каталогом. Вообще, работа над формированием электронного каталога Государственного музейного Фонда выводит на свет, не побоюсь громкой формулировки, проблемы национального масштаба в музейной сфере. Речь идет, в частности, о многих спорных моментах, связанных с классификацией и описанием музейных предметов. Описания в научно-техническом музее сильно отличаются от описаний в художественном.
Например, часы рассматриваются как предмет декоративно-прикладного искусства, а мы их классифицируем как предмет техники. Долгое время в госкаталоге отсутствовало поле "Наименование комплекта (коллекции)", что неприемлемо для технических, естественнонаучных и исторических музеев, но не является актуальным для музеев художественных. Теперь в госкаталог введено поле "Наименование коллекции". В вопросах авторства также возникают разночтения. Мы считаем, что у паровой машины Дж. Уатта есть автор независимо от того, на каком производстве и сколькими рабочими она была изготовлена (это связано, в частности с действием патента Уатта). Дж. Уатт и является автором конструкции этого аппарата, однако с точки зрения госкаталога это не так. Подобного рода противоречий пока много, но совместная работа музейного сообщества над электронным каталогом способствует тому, чтобы выходить на новый уровень понимания музейной проблематики.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a4277