Мир стремительно оцифровывается – в электронный вид переводятся не только деловые документы, но и научно-техническая документация, художественные произведения, исторические интерьеры, музейные экспонаты. Электронная версия – гарантия сохранности, несмотря на возможные катаклизмы. А еще оцифровка максимально расширяет общение и ускоряет взаимодействие.
SCAN: Архив

Как отсканировать атомную бомбу?

scan

Оцифровка коллекций Политехнического музея потребовала уникальных решений и подходов.

Политехнический музей готовится к масштабной реконструкции. До закрытия в 2012 г. здания на Новой площади, предстоит перевезти более двухсот тысяч единиц хранения музейного фонда, предварительно оцифровав экспонаты. О том, как в музее переживают перемены, о текущей деятельности и долгосрочных планах, рассказывает заместитель генерального директора Политехнического музея по научной работе — главный хранитель Наталия Васильевна Чечель.

С точки зрения документирования сохранности экспонатов фотофиксация является важнейшей технологией. Именно ее мы используем сейчас для оцифровки вещевых источников фонда и планируем завершить эту работу до переезда из здания музея в 2012 г. Что касается изобразительных источников, а их в Политехническом более семидесяти тысяч единиц хранения, то их оцифровка осуществляется с помощью комплекса высококачественного сканирования "ЭЛАР ПауэрСкан". Это оборудование было поставлено в музей в рамках госпрограммы "Культура России" и, надо отметить, существенно изменило ситуацию с оцифровкой фондов в лучшую сторону.

Сканеры с холодной лампой, которыми музей пользовался прежде, имели куда более низкую произ­водительность и скорость по сравнению с "ПауэрСкан". Большие объекты, например, плакаты, сканировались частями, полученные электронные образы потом нужно было "сводить". Сейчас у нас нет проблем с оцифровкой крупноформатных полотен, текстурированых, рельефных и прозрачных оригиналов.

Мы успешно сканируем, например, медали и значки — триста значков можно оцифровать за один прокат. Процесс идет намного быстрее, чем при фотографировании, и одновременно обеспечивается более высокое качество образов. 

— Какие технологии вы применяете или планируете использовать для оцифровки объемных предметов?

Наталия Чечель: В настоящее время существует множество современных высокотехнологичных средств фиксации объемных предметов, в том числе фотомашины автоматической 3D-съемки. И наверняка художественные, исторические и краеведческие музеи их с успехом используют для оцифровки не крупногабаритных предметов. Однако специфика научно-технического музея, особенно одного из крупнейших в мире — Политехнического, такова, что нам необходимо специальное оборудование для съемки объемных и очень тяжелых объектов. К примеру, локомобиль весит полторы тонны, а модель атомной бомбы РДС-1 едва ли поместится на стандартный поворотный столик для съемки. 

Кроме того, в музее много действующих предметов — модели доменных и прокатных цехов, действующая модель первого советского блюмига образца 1931 г. и так далее. Нам бы хотелось, чтобы посетитель видел эти экспонаты "живыми". Но они не могут демонстрироваться в действии постоянно, а только с помощью фотографии передать "прелесть" технического объекта невозможно. Прежде в музее проводилась видеофиксация таких предметов, однако технические возможности развиваются настолько стремительно, что проведенная пять лет назад видеосъемка сегодня кажется чудовищно несовершенной. Одним словом, мы сегодня очень нуждаемся в оборудовании отечественного производства, которое бы отвечало всем нуждам и чаяниям научно-технического музея такого масштаба как Политехнический. 

— Российские музеи по-разному используют продукты, созданные с помощью технологий (мульти-медиа, цифровые слайды, репринтные издания и т.п.) — продают, привлекают для организации презентационной, экспозиционной деятельности, образовательных проектов. Как результаты оцифровки использует Политехнический музей?

Наталия Чечель: Естественно, все работы по оцифровке — и сканирование, и фотофиксацию мы проводим с тем расчетом, что будем использовать полученные образы не только во внутренней музейной деятельности, но и в работе с посетителями. Речь идет об издании каталогов, презентационных материалов и так далее. Новый сайт музея будет содержать раздел "Фонды", где предполагается выкладывать высококачественные изображения экспонатов. Помимо важности для посетителей Политехнического, эта работа имеет огромное значение с точки зрения профессио­нальной атрибуции предметов. 

Не секрет, что в краеведческих музеях хранится и экспонируется много технических объектов, однако специалистов по их атрибуции нет. В результате в описании таких предметов отражаются мемориальные аспекты, а определение их атрибуционных и технических характеристик упускается. Как правило, в работе по атрибуции музееведам помогают различные каталоги, определители, справочники по отдельным категориям предметов (по оружию, ювелирным украшениям, посуде и т.д.). Появление коллекции изображений экспонатов Политехнического также будет этому способствовать. 

— Участвует ли Политехнический музей в формировании электронного каталога Государственного музейного Фонда РФ?

Наталия Чечель: Да, и концепция электронного каталога предполагает наличие в нем не только описаний, но и изображений. Кроме того, в Политехническом в настоящее время идет тестирование четвертой версии автоматизированной системы музейного учета — АС "Музей-4", разработанной Главным информационно-вычислительным центром Минкультуры. Поскольку ГИВЦ разрабатывает ПО для госкаталога, у нас также проходит тестирование модуля соединения АС "Музей" с электронным каталогом. Вообще, работа над формированием электронного каталога Государственного музейного Фонда выводит на свет, не побоюсь громкой формулировки, проблемы национального масш­таба в музейной сфере. Речь идет, в частности, о многих спорных моментах, связанных с классификацией и описанием музейных предметов. Описания в научно-техническом музее сильно отличаются от описаний в художественном.

Например, часы рассматриваются как предмет декоративно-прикладного искусства, а мы их классифицируем как предмет техники. Долгое время в госкаталоге отсутствовало поле "Наименование комплекта (коллекции)", что неприемлемо для технических, естественнонаучных и исторических музеев, но не является актуальным для музеев художественных. Теперь в госкаталог введено поле "Наименование коллекции". В вопросах авторства также возникают разночтения. Мы считаем, что у паровой машины Дж. Уатта есть автор независимо от того, на каком производстве и сколькими рабочими она была изготовлена (это связано, в частности с действием патента Уатта). Дж. Уатт и является автором конструкции этого аппарата, однако с точки зрения госкаталога это не так. Подобного рода противоречий пока много, но совместная работа музейного сообщества над электронным каталогом способствует тому, чтобы выходить на новый уровень понимания музейной проблематики.